Эссе

Я — УЧИТЕЛЬ

Кто такой учитель? Тот, кто учит? А что значит «учить»? Говорить, что делать? Передавать знания ученику? Слово «педагог» с древнегреческого переводится как «ведущий ребенка». И действительно, учитель не просто передает знания, он показывает ученику путь к этим знаниям, но осилить эту дорогу должен сам ученик. В современном образовании мы говорим о субъектно-субъектных отношениях между учителем и обучающимся. Нельзя знания просто передать, пересказать содержание курса. Необходимо вовлечь ученика в образовательный процесс, поскольку активная позиция ребёнка особенно важна для обучения. Педагог может показать путь постоянного самообразования и сам стать примером активной жизненной позиции.

«Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель». Эти слова К.Д. Ушинского наиболее полно отражают моё отношение к профессии. Для меня учиться — это так же естественно, как дышать. Кроме различных курсов повышения квалификации определенным «катализатором» педагогического роста является участие в профессиональных конкурсах, которые объединяют единомышленников, позволяют обмениваться опытом и способствуют генерации новых идей.

Учитель — это не только тот, кто учит, но и тот, кто постоянно учится сам. Мой опыт учебы в аспирантуре, когда я вплотную занималась когнитивной лингвистикой и психолингвистикой, помогает мне подобрать «ключик» к каждому учащемуся, создать благоприятные условия для его развития. Изучая типы личности, фреймы, стереотипы, гештальты, сценарии и скрипты, составляющие когнитивный базис коммуниканта, я поняла, что всем этим сведениям нет цены в области педагогики. Приёмы для политиков, бизнесменов, журналистов можно очень эффективно использовать в школе. И сейчас я часто просматриваю статьи по психологии или психолингвистике для того, чтобы найти новые способы повышения эффективности образовательного процесса.

В 2020 году я, как и многие мои коллеги, занялась своим «цифровым» образованием. И это очень здорово! Знания в этой области позволяют нам не только быть на одной волне с нашими подопечными, но и помогают сэкономить время на подготовку к уроку, разнообразить деятельность детей. Например, летом 2020 года благодаря цифровым технологиям мне удалось организовать онлайн-лагерь «Диалог», где дети из разных школ города Переславля практиковались в английском, изучали историю англоговорящих стран, IT-технологии, общались с психологом и занимались Zumba-тренировками. Удалось привлечь в команду профессионалов не только из Переславля, но и из Москвы. Конечно, цифровые технологии открывают для нас новые возможности в области образования.

 Но стоит всё-таки отметить, что в период дистанта мы все остро почувствовали нехватку общения, живого общения: дети были разлучены со своими учителями, родители не понимали, как можно помочь детям правильно организовать их учебное время. Эта ситуация научила нас ценить живое общение, школьные будни и обозначила для всех нас новые «точки роста» в цифровой среде.

Мне всегда хочется, чтобы мои ученики получали не только радость от наших занятий, но и новый стимул к самосовершенствованию. Да, я говорю «само-», потому что нельзя насильно вложить знания в детскую голову. Нужно, чтобы ученик захотел учиться, нужно научить его учиться, научить находить нужные для него сведения, выбирать лучшие способы запоминания, строить самостоятельно свою образовательную траекторию и многое другое. Сегодня важно уметь критически и творчески мыслить, расставлять приоритеты, общаться с разными людьми, работать в команде, взаимодействовать с другими ее участниками и отстаивать свою точку зрения. Как же помочь ребёнку овладеть этими компетенциями?

По утверждению Татьяны Владимировны Черниговской, российского учёного в области нейронауки и психолингвистики, мозг человека должен постоянно работать, «тяжело работать», постоянно учиться новому, вне зависимости от возраста. Пассивно слушая лекции, нельзя научиться мыслить самостоятельно, креативно, не по шаблону. Именно для этого и нужно живое общение между педагогом и его подопечным, когда учитель предлагает не готовые знания, а информацию, с которой ещё нужно поработать, выделив ключевые позиции.

На своих уроках всегда обращаюсь к личному опыту детей, провожу параллели между лексическими единицами из разных языков, обращаю внимание на названия компаний, их слоганы, рекламу — учу их анализировать, сравнивать, мыслить критически. Ребята настолько к этому привыкли, что уже сами предлагают мне свои креативные ассоциации. Один ученик даже охарактеризовал французский язык как язык «набожных математиков» после того, как мы разобрали сложносоставные числительные и дословный перевод безличных оборотов “il pleut” (идёт дождь), “il neige” (идёт снег) и т. д. Вообще, с детьми очень интересно. Они всегда что-нибудь придумывают, делятся какими-то новинками, в основном связанными с их опытом в сети Интернет.

Все больше времени мы и наше подрастающее поколение тратим на Интернет, социальные сети. Это новые условия жизни… Для наших детей авторитетом стали блогеры. А может ли учитель стать блогером? Сможет ли заинтересовать своих учеников? Интересно попробовать! Однако своим аккаунтом мы можем как усилить желание своих подопечных изучать наш предмет, так и наоборот, оттолкнуть от себя. Каждый учитель обязан понимать, какой эффект на его воспитанников произведет выложенная им информация: воодушевит, мотивирует к саморазвитию или будет опровергать слова, сказанные учителем в воспитательных целях. А воспитание   — это нелегкая ноша, особенно в век свободного доступа к любой информации.

Как написал протоиерей Артемий Владимиров, «педагог-воин» должен быть «облечен в броню правды и любви, те рыцарские доспехи, без которых и думать нечего о победе на поле брани…». Только будучи искренним, честным с детьми, уважая их, относясь к ним по-доброму, можно достучаться до их сердец.

Но не только мы, учителя, воспитываем…

Одна моя ученица, пятиклассница, несмотря на смертельную болезнь, испытывая каждодневную боль, такая маленькая, всегда старалась ответственно выполнять все задания, приходить на уроки в школу, была настоящим примером как для детей, так и для взрослых. Киры больше нет… Но она навсегда останется в моем сердце, как образец мужественности, терпения, трудолюбия…

Кто такой учитель? Каким он должен быть? Он может быть разным, но главное, он должен расти вместе со своими учениками как в образовательном плане, так и духовно.  Non progredi est regredi (перевод с лат. «Не идти вперёд — значит идти назад»). Мы должны быть готовы учиться и развиваться в любых условиях и обстоятельствах, быть готовы научиться чему-то у детей. Один узнает у них, как пользоваться каким-нибудь современным «гаджетом», другой почерпнёт интересную информацию о современной культуре, об увлечениях молодежи, что затем сможет использовать на своих уроках как мотивирующий фактор.

А еще мы учимся у ребят искренности, непосредственности, терпению, любознательности.  «Будьте как дети» — сказано в Евангелие от Матфея.

Нам всем есть чему учиться и чему научить друг друга!..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *