Дистанционное обучение (весна 2020)

Весна 2020 года была настоящим вызовом для учителей и обучающихся. В кратчайшие сроки нужно было организовать дистанционное обучение. На помощь пришли разнообразные образовательные платформы, сайты, программы для проведения онлайн-уроков и т.д.

Конечно, были проблемы: отсутствие подходящей техники, качественного интернета, отсутствие опыта работы на необходимых платформах, сложность и требование оплаты за использование ресурсов и т.д. Неожиданной проблемой стало то многообразие, которое было предоставлено учителям в интернете. Сложно было прийти к однообразию… В процессе использования той или иной программы, платформы становились видны их недостатки, нюансы, особенности. Здесь я хочу описать те платформы и программы, которыми я пользовалась (и пользуюсь) в период дистанционного обучения.

Прошу вас, мои дорогие коллеги, прокомментировать эту статью и оставить свой отзыв о ваших любимых платформах, о вашем опыте работы в период COVID-19.

Уже долгое время (с августа 2019 года) я пользуюсь платформой ВЗНАНИЯ. Она меня очень выручает. Она проста в использовании как для учителя, так и для ученика. Главной целью в использовании этой платформы является выучивание\закрепление лексики. Слова выбирает сам учитель, исходя из того материала, который сейчас проходится в классе. Есть, конечно, и минусы: дети могут списать\ подсмотреть, выполняя задание (но на обычных уроках они это тоже делают); упражнения дают слова без контекста (но контекст есть, например, в учебнике, по которому проходит обучение). Это возможность учителю поставить дополнительную оценку «за диктант» в условиях самоизоляции, это мотивация для выучивания максимального количества слов (для ребят устраиваются марафоны). Это помощь как ученику, так и учителю! Спасибо Юлии и Надежде (разработчикам), которые всё время выдумывают что-нибудь новое!

Этой весной я также использовала платформу UCHI.RU, которая предоставляет доступ к грамматическим тестам по английскому языку. Кроме того, на этой платформе можно проводить свои уроки со своими обучающимися. В этом виртуальном классе много функций, на экране можно демонстрировать различные материалы, в том числе видео. Есть функция онлайн-доски, на которой и учитель, и ученики могут писать, обводить, передвигать стрелочки и т.д. Это очень удобно и интерактивно, но есть и свои минусы. С наплывом пользователей оказалось, что платформа не выдерживает и иногда зависает, из-за чего сложно вести онлайн-уроки. Стандартное школьное (утреннее) расписание трудно поддерживать, так как в утренние часы идет наибольший поток участников. Сами разработчики просят использовать платформу после 14.00. Но тестирование, урок можно проводить только до 16.00. Получается очень ограниченный временной интервал. Из-за своего разнообразия интерфейс платформы оказался не совсем понятен обучающимся и их родителям. Хотя со временем, думаю, они могут в нем разобраться (было бы желание). Было бы здорово, если бы при составлении своих заданий на этой платформе учитель видел приблизительное время выполнения этого задания. Так было бы проще рассчитать объем.

KAHOOT дает возможность с нуля составить для обучающихся тест и даже сделать мини-соревнование, если все подключатся одновременно. Но результат отследить при домашнем задании проблематично.

Для проведения онлайн-уроков я попробовала программу ZOOM, которая устанавливается как на компьютер, так и на смартфон. И это плюс! В ней можно сделать демонстрацию экрана и других материалов. Но интерфейс не очень понятен… А кроме того, из-за своей крайней популярности по всему миру программа стала зависать. Другие преподаватели говорили еще и о том, что в время урока на экране появлялся спам (у всех участников видеоконференции) совсем не детского содержания, который никак нельзя было убрать с экрана… У меня этого не было, но теперь 100 раз подумаю, возобновлять ли попытки в использовании этой программы.

Для изучения английского языка всё же нужны онлайн-уроки, поэтому я решила воспользоваться «старым, добрым» SKYPE. И он меня не подвёл. Все уроки проходили на ура! Ребята были рады снова увидеть друг друга! В Скайпе можно сделать и демонстрацию экрана, и переслать необходимые файлы, и пообщаться в чате. Хотя некоторые минусы можно отметить. Каждого своего ученика нужно добавить себе в контакты, чтобы затем присоединить его в общую конференцию. Иногда есть проблемы со связью, не очень качественным звуком и изображением. Нет возможности использования интерактивной доски (но это можно компенсировать с помощью других сайтов и заданий). Конечно, при отсутствии у участников онлайн-урока камеры и микрофона общение практически отсутствует, но и тут для минимального участия мы использовали чат, где дети писали свои ответы.

В целом, про обучение онлайн могу сказать, что оно возможно. Оно может быть эффективным при максимальной включенности как ученика, так и учителя. Некоторые элементы такого обучения можно включить и в обычный процесс школьного урока, домашнего задания. Со всем можно справиться и в каждой ситуации нужно стараться найти что-то позитивное. 🙂